"Росагромаш" – за союзный баланс поставок техники, Минск – за развитие сервиса

Фильтры

Регион

Новости

"Росагромаш" – за союзный баланс поставок техники, Минск – за развитие сервиса

Россия и Беларусь должны разработать взаимный баланс поставок сельскохозяйственной и автомобильной техники и придерживаться его в торговле, считают в российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш". В министерстве промышленности Беларуси рассчитывают на дальнейший рост белорусско-российских сборочных СП и советуют российским производителям развивать сервисное обслуживание техники в Беларуси и адаптировать ее ассортимент к белорусским условиям.

При этом в Минске подчеркивают, что рынок республики открыт для российской техники, а работа белорусских производителей на рынке РФ соответствует условиям межправительственных договоренностей.

В последний раз тема открытости рынков сельхозтехники была озвучена в середине сентября главой "Росагромаша" Константином Бабкиным. Он проинформировал президента РФ Владимира Путина о том, что для российских производителей "белорусский рынок полностью закрыт - мы туда за пять лет не продали ни одного комбайна". По его данным, сейчас Беларусь сделала 3,5 тыс. комбайнов, которые стоят на российских площадках непроданными. "Российский рынок - это 5,5 тыс. комбайнов, то есть это висит над рынком, и мы боимся, что Беларусь может пойти на какие-то меры особой поддержки, начать за полцены продавать комбайны. Это мы уже видели в истории", - сказал К.Бабкин.

Он обратился к президенту России: "Конкуренцию мы не считаем равной, и тут надо как-то урегулировать этот вопрос".

В ответ В.Путин отметил, что "об этом надо думать", и согласился с мнением К.Бабкина, добавив, что пока не готов этот вопрос комментировать.

Не запрещать, но и не помогать

Российская сторона на протяжении довольно долгого времени критиковала сложившуюся систему поставок белорусской сельхозтехники на рынок РФ, говоря, что ее продажи поддерживаются на правительственном уровне, но наносят ущерб национальным производителям. При этом "Росагромаш" обращал внимание на то, что белорусские власти, несмотря на такую мощную поддержку со стороны Москвы, не открывают рынок республики для российских комбайнов.

Между тем, как сообщается в материалах, опубликованных на официальном сайте "Росагромаша", Беларусь продала в РФ за последние два года 3,5 тыс. комбайнов. При этом, по данным директора ассоциации Евгения Корчевого, речь идет как о прямом экспорте белорусской техники, так и о машинах, собранных на белорусско-российских СП, открытых белорусским ПО "Гомсельмаш" в российских регионах.

"По документам это сборка в России, но по факту это экспорт, потому что реального производства нет. Вся сельхозтехника поставляется в разобранном виде – это большие детали, снятые кабины, колеса и т. д., которые собираются, как правило, у клиентов, то есть в колхозе, или у дилеров. При этом белорусы оформляют документы, что произвели эту технику в России", - заявил Е.Корчевой.

"Реального производства белорусских комбайнов в России нет. Это даже меньше, наверное, чем отверточная сборка, это, скорее, конструктор такой", - сказал он. Е.Корчевой отметил, что Беларусь около пяти лет назад перешла на систему открытых торгов при поставках техники для нужд своего АПК.

"Но тендеры проходят формально. Мы участвуем в них, даем цену ниже на 10-15%, ставим более низкие сроки поставки, гарантируем сервисное обслуживание. Но по факту мы проигрываем тендеры, а выигрывают только белорусские компании. В тендерной документации устанавливаются необоснованные технические требования, соответствующие исключительно машинам белорусского производства", - сказал Е.Корчевой.

Он подчеркнул, что это нарушает национальный режим доступа российской сельхозтехники к торгам и конкурсам, проводимым на средства республиканского бюджета, и противоречит законодательству Таможенного союза, в том числе соглашению о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года.

Он обратил внимание на то, что белорусская сторона отказывается приобретать российскую технику под предлогом, что на нее нет заявок. "Там сложная система: тендеры проводит Белагросервис, а технику реально покупают областные администрации, а они это делают якобы по заявкам колхозов", - продолжил он.

По мнению директора "Росагромаша", есть два реальных инструмента изменить сложившуюся ситуацию. Один из них – добиваться соблюдения антимонопольного законодательства через механизмы Евразийской экономической комиссии. "Но мы считаем, что это будет очень долго и вряд ли результативно, потому что Беларусь имеет такое же право голоса в этой комиссии", - заметил Е.Корчевой.

"Второй вариант – подписание межправительственного соглашения о балансе поставок сельхозтехники – мы считаем более действенным. Условно говоря, если вы поставляете в Россию сельхозтехнику, то в обмен должны купить столько-то российской сельхозтехники", - сказал он, подчеркнув, что сегодня Москва и Минск имеют балансы нефти и нефтепродуктов.

Директор "Росагромаша" также отметил, что примерно 70% продаж белорусской сельхозтехники в РФ идет по федеральным госпрограммам, которые финансируются госбанками либо государственными лизинговыми компаниями. Еще около 20% продаж происходит с использованием средств региональных бюджетов. "Если убрать закупки, связанные с госучастием, то на рынке останется 5-10% машин от того объема белорусской техники, который продается в России. Очень много лоббистов у белорусской техники в России. Но российское государство не должно в ущерб отечественному производству продвигать белорусскую продукцию на своей территории", - сказал он.

"Мы не просим запретить экспорт белорусской техники, мы просим, чтобы наше государство хотя бы не помогало и не продвигало белорусские комбайны в России. Нам уже и этого будет достаточно", - подчеркнул директор "Росагромаша".

Приходите и продавайте

Однако в правительстве республики отвергают обвинения российской стороны в закрытости внутреннего рынка, а также в чрезмерном использовании механизмов господдержки при работе в российских регионах.

"На территорию Беларуси за последнее время завезено 169 комбайнов "Росагромаш", 1500 автомобилей "Камаз", что подтверждает открытость белорусского рынка", - говорится в сообщении пресс-службы Совета министров.

В правительстве отмечают, что в 2013 году поставки техники "Росагромаша" на 15% субсидируются из бюджета Российской Федерации. Однако на комбайны белорусского производства и продукцию созданных на территории СП по сельхозмашиностроению эти субсидии не распространяются.

"Поэтому на российском рынке в 2013 году "Гомсельмаш" снизил поставки. По состоянию на 1 сентября в дилерских центрах и СП имеется 1800 нереализованных машин, в том числе 1678 комбайнов, изготовленных на СП из машинокомплектов ПО "Гомсельмаш", - говорится в сообщении.

В правительстве также обратили внимание, что "Гомсельмаш", являясь одним из крупнейших производителей зерно- и кормоуборочных комбайнов на территории стран Таможенного союза, при производстве комбайнов сотрудничает со 170 предприятиями РФ. При этом в некоторых комбайнах доля российских материалов и комплектующих достигает 50%.

В Совмине также отметили, что около 90% своей техники ПО "Гомсельмаш" реализует через совместные предприятия и производства, созданные на территории России.

По данным Белстата, в январе-июле 2013 года Беларусь импортировала 36 зерноуборочных комбайнов на сумму $10,2 млн. Для сравнения: в январе-июле 2012 года в страну было ввезено только 7 машин на $1,7 млн.

При этом, согласно статданным, практически весь объем импорта пришелся на страны ЕС – 33 из 36 комбайнов.

В чужой монастырь со своим уставом

Одной из основных претензий российской стороны к Минску является непрозрачность тендеров и заведомо невыполнимые технические требования к российским поставщикам сельскохозяйственной и автомобильной техники при проведении торгов.

В частности, российские производители предлагают технику на 15% дешевле белорусских аналогов и обязуются производить ее сервисное и гарантийное обслуживание. В то же время белорусская сторона устанавливает "нереальные", с точки зрения россиян, сроки ремонта техники, требует комплектации, например, школьных автобусов дизельными, а не бензиновыми двигателями, тогда как в РФ производство такой техники отсутствует.

"На рынке, как известно, действует закон, по которому покупатель всегда прав. Да, требования по комплектации техники дизельными двигателями есть, потому что они экономичнее в работе", - заметил в данной связи агентству "Интерфакс-Запад" представитель Минпрома Беларуси.

"Никто не мешает российским производителям закупить такие двигатели у Минского моторного завода, выиграть тендер, произвести и поставить технику", - добавил он.

В Минпроме подчеркнули, что это разумное требование, выполнение которого будет отвечать интересам обеих сторон.

Там также отметили, что при продажах сельхозтехники основное значение имеют сроки сервисного обслуживания и ремонта машин. "Оно должно осуществляться в течение суток, это крайне важно при проведении полевых работ, поскольку сокращает время простоя машин. "Гомсельмаш" способен это обеспечить, российские производители – далеко не всегда, особенно когда речь идет не о Минском районе, а о более отдаленных регионах республики. Для белорусского АПК это условие критично", - сказал представитель Минпрома.

Он добавил, что белорусская сторона выполняет все условия работы на российском рынке, которые оговорены в межправительственных соглашениях. Кроме того, он указал на то, что продукция работающих в российских регионах белорусских сборочных СП не субсидируется федеральными схемами продаж. "Поэтому сегодня есть политика эти СП развивать, расширять, ориентировать их на рост производства и продаж", - отметил собеседник агентства.

В то же время он признал, что давление на сельскохозяйственное машиностроение республики со стороны РФ будет усиливаться. Поэтому, по словам представителя Минпрома, республика будет ориентироваться на укрепление своих позиций на других рынках.

Источник: Интерфакс-Запад

Также в разделе

Комментарии (0)

Eqinfo.ru - доска объявлений

Продавайте бесплатно
Доска объявлений